Космос-482

Субботним утром можно сказать в прямом эфире наблюдали, как на Землю возвращается запущенная в 1972 году к Венере, но так и не достигшая своей цели автоматическая межпланетная станция. Точнее то, что от нее осталось. Приятно удивило то, что хоть вокруг события и не было особого ажиотажа, интерес к нему был высокий: количество зрителей трансляции, которую смотрели мы, перевалило за 100 000.

Напомнило историю затопления станции «Мир», хотя тогда все было иначе. «Мир» хоть и был в разы крупнее «Космоса-482», но место и время падения были рассчитаны заранее — сведение станции с орбиты было полностью контролируемым и «Роскосмос» провел его тогда блестяще. В этот раз мы более или менее могли быть уверены в траектории и точке перигея, а вот на каком витке атмосфера захватит объект, было непонятно. Судить можно было лишь косвенно: если на этом витке не появится к расчетное время, значит не долетел и упал где-то после предыдущего прохода. Так в итоге и получилось: сначала немцы отчитались, что с орбиты сошел, а затем «Роскосмос» уточнил место падения — Индийский океан.

Насколько же ушли, а точнее, улетели, за эти 20–25 лет технологии, в том числе передача информации. Тогда, в 2001, я тоже следил за событиями: все утро смотрел новости, а перед уходом в школу настроил видик так, чтобы он каждый час записывал выпуск новостей. На этой же кассете был еще документальный фильм на эту тему. Именно так я и заинтересовался космонавтикой. Через год появился компьютер, одноклассник подогнал программу, в которой можно было смотреть где какой спутник и рассчитывать ближайшие прохождения. Карта мира, траектории, много цифр — дома оказался свой Центр управления полетами. Но интернет был такой медленный и маленький. Помню, как долго я искал видео какого-нибудь запуска, как долго оно качалось: картинка размером со спичечный коробок. А сейчас мы в прямом эфире смотрим картинку с МКС, HD-трансляции с камер, установленных прямо на ракетах «Falcon», ну или пару часов стрим, где рассказывают про космос — и это уже совершенно никого не удивляет.